Если и был у Сальвадора Дали десяток-другой мировых художников, которыми он восхищался искренне, активно и на протяжении всей жизни, Рафаэль Санти - один из них.
Поэтому выставки, посвященные влиянию Рафаэля на творчество Сальвадора Дали в Театре-музее в Фигерасе - вовсе не редкость.
Например, в 2018-ом посетители Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе (и я с моими туристами в том числе) смогли насладиться картиной Рафаэля "Мадонна с розой", предоставленной на временную экспозицию музеем Прадо. Отметим, для каталонского Маэстро Рафаэль Санти - одна из ключевых и наиболее почитаемых им фигур в мире живописи, в значительной степени повлиявшая на становление самого Дали как художника.
Да, Ян Вермеер и Диего Веласкес - два абсолютных кумира Дали, о которых он чаще прочих говорил и к творчеству которых за за разом возвращался в своем творчестве - однако и знаменитый Рафаэль Санти (1483 - 1520) входит, если можно так выразиться, в "Топ-5" художников мира, оказавших на Сальвадора Дали наиболее сильное влияние.
Достаточно вспомнить историю со сдачей экзамена во время обучения Дали в Мадридской академии изящных искусств Сан Фернандо. Вопрос, вытащенный Дали на экзамене, гласил: "Рафаэль, художник Ренессанса".
Сальвадор Дали, обожавший Рафаэля и знавший к тому времени о нем, кажется, все, вдруг отказался отвечать, заявив экзаменаторам: "Я один знаю о Рафаэле намного больше, чем вы втроем, вместе взятые - и по этой причине не собираюсь вам отвечать!".
Вот так Рафаэль из Урбино косвенно оказался виноват в том, что Дали был с позором исключен из этого академического заведения, так его, в итоге, и не окончив. А вспомним юношескую работу Дали "Автопортрет с рафаэлевой шеей", написанный в 1921-ом - по словам самого Дали, в этот период он был буквально загипнотизирован меланхолическим и печальным автопортретом Рафаэля, которым бесконечно восторгался, стараясь даже внешне как можно больше походить на великого Санти!
Об этом же обожании упоминала и родная сестра художника, Ана-Мария - самый близкий и родной для Дали человек до появления в его жизни Гала.
В своей книге "50 волшебных секретов, как стать настоящим художником", опубликованной в 1948, Дали, помимо прочего, оценивает творчество одиннадцати наиболее значимых для него художников по ряду показателей: техническое мастерство, вдохновение, цвет, тема, гениальность, композиция, оригинальность, загадочность, выстраивая своеобразный "хит-парад"...
Так вот, в этой табели о рангах Рафаэль занимает вторую (!) позицию, набрав 176 пунктов из 180 возможных, и уступив только Вермееру (179 из 180), зато обойдя даже обожаемого Дали Веласкеса (173) и Леонардо (166).
Кстати, сам Дали в собственном хит-параде набрал 148 пунктов, а своему современнику и земляку Пикассо "выделил" и вовсе жалких 109 пунктов - так что на этом фоне почитание Сальвадором Дали Рафаэля выглядит практически абсолютным.
Картина Рафаэля, предоставленная мадридским музеем для временной экспозиции в Театре-музее Дали в Фигерасе, называется "Мадонна с розой" (1518) и изображает Святого Иосифа и Деву Марию с младенцем Иисусом на руках, которому Иоанн Креститель вручает ленту с надписью "Agnus Dei" (Агнец Божий". Роза, присутствующая на переднем плане и обусловившая название картины, была, как теперь принято считать, добавлена позже.
Композиция полотна, написанного Рафаэлем и его учениками, позаимствована из утраченного полотна Леонардо да Винчи. Точно неизвестно, когда эта картина прибыла в Испанию, однако уже в 1667 она упоминается в списках королевского монастыря "Эскориал".
На смежной стене зала экспонируется полотно Сальвадора Дали "Вознесение Святой Сесилии" (1955), относящаяся к так называемому "ядерно-мистическому" периоду творчества Дали - к тому времени, когда в своих работах художник пытался совместить достижения современной ему науки (прежде всего, ядерной физики) с религией - темой, ранее работам Дали совершенно несвойственной.
Отметим, что на всем пространстве этого относительно небольшого по размерам полотна доминируют элементы серого цвета различных оттенков, по форме напоминающие рог носорога - самую совершенную, по мнению Дали, созданную природой форму, несущую также в себе ярко выраженный сексуальный подтекст.
В нижней части полотна просматриваются сложенные из сланцевого камня "на сухую" (без цемента) стены, составляющие одну из типичных особенностей пейзажа Кадакеса - Дали, как и всегда, верен своим корням.
Выбор именно этого полотна для экспозиции отнюдь не случаен: дело в том, что при написании образа святой Дали отталкивался от еще одного полотна Рафаэля Санти - "Святая Каталина Александрийская" (1506 или 1507) - находящегося ныне в Национальной галерее Лондона.
Именно творчеством Рафаэля вдохновлены и такие известные картины Дали, как "Взрывающаяся голова Рафаэля" (1951), "Галарина" (1945), уже упомянутый нами "Автопортрет с рафаэлевой шеей", "Микрофизическая Мадонна" (1954), "В поисках четвертого измерения" (1979) и "Галлюцинация в духе Рафаэля" (1979), а также многие другие.
Что касается "Мадонны с розой" - эта одна из немногих картин Рафаэля, которые могут перевозиться, и то лишь благодаря тому, что в первой половине 19-го века картина была перенесена с доски (тополя) на холст. Тогда же на картине появилась и роза, которая, парадоксальным образом, будучи по сути неоригинальным элементом, послужила причиной названия полотна.
Наряду с двумя полотнами в экспозиции представлены также книги из личной библиотеки Дали, посвященные Рафаэлю, а также фотографии, позволяющие более наглядно представить процесс работы Маэстро дали в мастерской своего дома в Порт-Льигате, а также в Монтеррее (Калифорния) в "американский" период Дали.
Статьи по теме:
Фигура и драпировка на фоне пейзажа
В поисках четвертого измерения
Write a comment