Черная Мадонна Монсеррат, или, как называют ее местные "Ла Моренета" ("Смуглянка") - один из самых известных образов Богородицы в католицизме - и, безусловно, один из самых почитаемых.
Вообще, черные Мадонны - тема вечная и неисчерпаемая. Откуда они появились, с чем связано их массовое распостранение в Европе в средние века, и почему прежде всего с темноликими образами Богородиц связано наибольшее количество чудес, тайн, загадок?
Почему именно черноликие Девы особенно почитаемы в народе и какое отношение имеют они к египетской Изиде или царице Савской? И, конечно же, нельзя умолчать о связи тамплиеров с культом черных мадонн - ведь без них-то уж точно не обошлось!
На это тему написано немало книг, проведены сотни научных, околонаучных и псевдонаучных дискуссий, в том числе и на просторах интернета. Множить и без того огромную гору противоречивой информации по этому вопросу мы не собираемся.
Наша цель предельно проста - внести ясность в отношении знаменитого образа Черноликой Девы Марии Монсерратской.
Все-таки не будем забывать - мы русскоязчные гиды, проживающие в Барселоне, работающие в качестве экскурсоводов в том числе и на Монсеррат, бывающие здесь с экскурсиями два-три раза в неделю - и потому все, что касается именно "нашей" Черной Мадонны, представялет для нас первостепенный профессиональный интерес.
Итак, перейдем к делу. В начале текущего столетия в ходе очередной реставрации знаменитого образа Девы Марии Монтсеррат по
инициативе монахов был проведен и всесторонний, в том числе и радиологический, анализ скульптуры, результаты которого были обнародованы в 2001-м году накануне очередного дня Девы (он отмечается
ежегодно 27-го апреля).
В ходе научных исследований было стопроцентно доказано: изначально наша "Моренета" вовсе не была черной. Вовсе нет! Она была БЕЛОЙ! Точно установлена порода дерева, из которого был вырезан образ - белый тополь.
Более того, лик Мадонны, как выяснилось, был окрашен свинцовыми белилами, а краска, это, как известно, обладает интересной особенностью - со временем она может значительно потемнеть, что и произошло в случае с Монсерратской Мадонной.
Образ, опять-таки в соответствии с данными исследований, был изготовлен в 12-м веке, и с этого момента лик Мадонны медленно, но верно приобретал все более темный оттенок.
Добавим к этому и чад от множества свечей и лампад, которые постоянно возжигались близ статуи Девы Монсерратской в маленькой и темной романской церкви - что тоже внесло свою лепту в процесс потемнения.
Не будем забывать и о бесконечном потоке паломников, которые шли на Монсеррат с момента установки образа в церкви и постоянно выражали свою любовь к Моренетте бесконечными прикосновениями и поцелуями, что тоже не прошло для Монтсерратской Девы бесследно.
Первая реставрация образа было проведена в начале 16-го века, и, учитывая, что лик и руки Девы имели к тому времени каштановый оттенок цвета, его покрыли слоем более темного лака, после чего процесс потемнения естественным образом продолжился.
А в начале 19-го века (статуя к тому времени нуждалась в очень серьезной реставрации) лик Мадонны, к тому времени совсем потемневший и был выкрашен в тот, практически черный, цвет, который мы наблюдаем сегодня.Кстати, эта информация не стала такой уж сенсацией. Предположение о том, что Дева Мария Монтсерратская изначально была белой, уже высказывал монтсерратский монах Ансельмо Альвареда еще в 1931 году. Что же - ныне эта гипотеза получила стопроцентное подтверждение.
Попутно в ходе исследования образа были проведены и точные замеры статуи. Вот ее габариты: 92,2 x 39,4 x 29 cм. Вес скульптуры составляет 17,1 кг.
Итак, самая знаменитая черная Мадонна Европы изначально вовсе не была "черной", как утверждали о том сторонники всевозможных конспирологических версий?
Да, именно так.
Только ответьте мне, пожалуйста, на один простой вопрос: какая, по большому счету, разница, черной или белой была изначально наша "Моренета", если с 12-го века, с момента изготовления и установки образа в церкви Монтсеррат, слава о ее чудесах мгновенно разнеслась по Европе и даже перешагнула через океан, и с той поры и до наших дней поток паломников не только не ослабевает, но и возрастает рекогрдными темпами?
Правильно - разницы никакой. Важен не цвет, а чудеса, которые здесь происходят и которые напрямую связывают с чудодейстсвенным образом Монтсерратской Мадонны.
Важна помощь, за которой идут к Мадонне Монтсеррат люди со всех концов света - и помощь эту получают.
Монастырь Монтсеррат - одно из мест на Земле, где даже самый отпетый атеист способен уверовать в чудо: поэтому, можем быть, мы так любим это удивительное место.