Картина "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом" относится к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи и была, предположительно, написана в 1508 - 1510 годах. Строго говоря, художник трудился над картиной около десяти лет, однако вещь так и осталась незаконченной.
С 1901 года "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом" (168 х 112 см, тополиная доска, масло) находится в экспозиции Лувра.
На этой картине изображены святая Анна, ее дочь Дева Мария и младенец Иисус - не самый, скажем так, распространенный сюжет который, тем не менее, занимал Леонардо в течение длительного времени, в результате чего художник выполнил большой объем подготовительных работ.
Иисус борется с жертвенным агнцем (или обнимает его), символизирующим его будущие срадания, в то время как Дева Мария, расположившаяся на коленя своей матери Анны, пытается удержать его, или скорее, взять на руки и усадить себе на колени. Симвология понятна и логична: сама Богородица располагается на лоне Анны, давшем ей жизнь, а Иисус, соответственно - вот-вот очутится на лоне Богородицы.
Первоначально картина была заказана Леонардо около 1498 года как главный запрестольный образ церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции - и художник, давший согласие, вместе с целой оравой своих помощников и прочих домашних переселился в монастырь.
Согласно условиям договора, сделавшие заказ монахи-сервиты обязались обеспечивать не только Леонардо, но и всю его "челядь" пропитанием, крышей над головой и содержанием - и свою часть договора неукоснительно соблюдали. Этого не скажешь о Леонардо, который, переехав со своим "двором" в монастырскую обитель, почему-то совершенно не спешил браться за заказ, занимаясь другими интересовавшими его делами.
"Других дел" было много, учитывая необычайно широкий кругозор гениального Леонардо.
Монахи негодовали, но поделать ничего не могли: в ту пору Леонардо был повсеместно признанным авторитетом, причем не только в области искусства - и, кроме того, монахам очень уж хотелось заполучить картину кисти Леонардо.
Время шло, Леонардо продолжал посторонние занятия, в монастыре потихонечку назревал бунт против художника - как вдруг да Винчи, разом взявшись за работу, мигом выполнил картон к заказанной картине.
Картон тот, по свидетельству современников, получился настолько прекрасным, что поверг в состояние непреходящего шока и лютой черной зависти не только коллег-художников, но и весь окрестный люд, включая самих монахов.
Когда картон был окончен и выставлен в комнате Леонардо на всеобщее обозрение, в течение двух дней у жилища Леонардо стояла очередь из простого люда, жаждавшего приобщиться к прекрасному - то есть, наблюдалась ситуация, известная, как "синдром мавзолея Ленина".
Впрочем, дальше картона дело увы, так и не пошло. Когда всеобщие восторги несколько поутихли, Леонардо снова забросил работу над заказом и, в конце концов, вынужден был съехать из монастыря, так и не написав картину.
Бедным монахам, понесшим значительные материальные убытки, пришлось заказывать картину на другой сюжет у другого художника - им стал Перуджино, подошедший к работе более порядочным образом и картину, в конце концов, все-таки написавший.
Что касается картины "Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом" (тоже незавершенной), история ее создания следующая: приблизительно в 1 500 году до короля Франции Людовика XII дошли слухи о необычно прекрасном картоне, созданном Леонардо, и, на свою беду, монарх решил заказать у Леонардо эту же картину.
Для заказа, впрочем, у Людовика имелись самые веские основания: во-первых, он недавно в очередной раз женился, и новую его жену звали Анна (Бретонская). Во-вторых, Анна Бретонская была на сносях - а святая Анна, присутствующая в сюжете картины, является, как известно, покровительницей беременных и новобрачных.
Забегая вперед, скажем: если король Франции рассчитывал, что уж ради него-то Леонардо изменит своим привычкам, он сильно ошибся. Ребенок Людовика и Анны успел не только родиться, но даже отпраздновать восемнадцатилетие - а картина все еще была в работе. В 1519-ом Леонардо и вовсе всех перехитрил - он взял да умер, и "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом" так и осталась незавершенной.
Впрочем, и без того находящаяся в Лувре картина - прекрасно. Доведенная до совершенства техника сфумато создает тот самый "почерк Леонардо", благодаря которому картины Леонардо не спутаешь (или почти не спутаешь) ни с чьими другими.
Отметим довольно необычные по очертаниям скалы, общая линия которых повторяет линию вуали на голове Анны. Всякий, кто бывал на священной каталонской горе Монсеррат, сходу узнает эти островерхие пики:
Кстати, подобный же, весьма узнаваемый пейзаж, присутствует и в картине Леонардо "Мадонна в скалах", что породило некоторые конспирологические версии, касательно связи Леонардо с Барселоной и Каталонией - о которых мы обязательно как-нибудь расскажем.
В наи дни картина "Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом" находится в относительно неплохом состоянии, хотя, надо признать, четыре тополиные доски, которые являются основой, со временем несколько вспучились, в результате чего появилась отчетливо наблюдаемая вертикальная трещина, проходящая по лицу Святой Анны и по шее Богородицы.
Однако наибольший урон работе Леонардо да Винчи нанесла сомнительная реставрация 2012 года, в результате которой цвета картины приобрели ярко выраженный "кислотный оттенок", которого Леонардо, можно не сомневаться, никогда бы себе не позволил.
Статьи по теме:
Write a comment