Картина Поля Гогена "Видение после проповеди", известная также под названием "Борьба Иакова с ангелом", была написана летом 1888 года в Понт-Авене (Бретань) и является значимой в творческом наследии художника уже по той причине, что ей суждено было стать своего рода манифестом нового стиля, разработанного Гогеном в содружестве с бретанскими художниками - синтетизма.
В обилии всевозможных "измов", которыми грешит история живописи, легко запутаться - тем более, что и сами художники зачастую не знали, в каком стиле они творят и какие стили изобретают. Так, Клод Моне, например, и понятия не имел, что его картина "Впечатление. Восходящее солнце" даст название целому стилю - импрессионизму, и, честно сказать, недолюбливал это слово.
Что до Гогена, пришедшего в живопись совершенно случайно - в начале своей новой карьеры он тоже отдал даль импрессионистам, создавая преимущественно выполненные на плэнере пейзажи - однако занятие это вскоре ему разонравилось.
Во-первых, его злило, что импрессионизм придумал не он, а во-вторых, это направление никак не отражало его собственных интересов, которые заключались в использовании намеренно примитизированных форм, позаимствованных, например, в искусстве Древнего Египта: тяготении к четкому разделению цвета и жесткому контуру рисунка.
Так и возник синтетизм, получивший название по той причине, что художники-синтетичты пытались "синтезировать" в своих работах три ключевых аспекта изображаемого:
1) внешний вид объекта
2) свои собственные эмоции вотношении объекта изображения
3) обязательная эстетичность линии, цвета и формы.
В силу этого синтетизм, как несложно понять, просто обязан был скатиться к примитивизму, символизму, абстракции и запредельной декоративности - что он, собственно, впоследствии и сделал.
В Бретани Гоген быстро нашел единомышленников, и, в частности, юного творца Эмиля Бернара, который был буквально помешан на японском искусстве (особенно, когда речь шла о японских гравюрах) и пробовал создавать собственные вещи в упрощенно-стилизованной японской манере. Гогену эта идея понравилась, и, развивая её еще дальше, он и создал своё "Видение после проповеди", где борьба ангела с Иаковом напоминает суровую схватку второсортных борцов сумо, которых год держали на строгой диете.
Собственно не только борцы, изображающие библейскую схватку Иакова с ангелом, но и многие другие мотивы (наклоненное под немыслимым углом дерево, особенности изображения женских персонажей) были позаимствованы Гогеном у художника из Япониии Кацусики Хокусая.
Следует отметить, что Иаков, эпохальную схватку которого с крылатым посланником Бога мы имеем счастье наблюдать на картине Гогена - вовсе не всем нам хорошо известный апостол. Речь идет о его тезке - третьем библейском патриархе Иакове, младшем из сыновей-близнецов Исаака и Ревекки и отце 12 сыновей, ставших родоначальниками колен Израилевых.
Однажды во время молитвы к Иакову явился Бог в лице ангела, и патриарх тут же потребовал благословить его, на что ангел ответил опрометчивым отказом. Иаков тут же набросился на крылатого оппоннента и завязалась та самая схватка, которая с переменным успехом длилась до утра, после чего Бог решил - достаточно. Рвение Иакова удовлетворило его, и патриарх был благословлен и получил новое имя: Израиль, что означает "Борющийся с Богом".
Забавно, что фоном для этого вполне библейского сюжета послужил современный Гогену бретонский пейзаж, изображающий группу местных селянок в бигуденах - национальных чепцах.
Впрочем, ничего страшного в этом анахронизме нет: ведь вся схватка происходит в воображении сельских жителей. Как писал сам Гоген в письме Ван Гогу: "Для меня в этой картине и пейзаж и борьба существуют лишь в воображении молящихся после проповеди. Отсюда и контраст между реальными людьми и борющимися фигурами Иакова и ангела, которые нереальны и несоразмерны".
Завершив это замечательное полотно в середине сентября 1888-го, Гоген решил сделать широкий жест и подарить картину какой-нибудь из местных церквей. Выбор пал на церквушку в Низоне, недалеко от Понт-Авена.
Однако здесь приключился неожиданный казус: когда Гоген с друзьями-художниками приволокли это довольно крупное и увесистое полотно к церкви, местный кюре категорически отказался принять этот подарок.
-Спасибо, не надо, - заметил священник, пояснив свой отказ тем, что паства вряд ли окажется в состоянии понять и по достоинству оценить творческие поиски Гогена. Картину пришлось транспортировать обратно, а жаль - если бы священник проявил дальновидность и принял подарок, в наши дни церковь и весь приход просто озолотились бы, вздумай они продать "Видение после проповеди" с аукциона. Гоген нынче в цене!
В 1925 году картина "Видение после проповеди" была приобретена Национальной галереей Шотландии, где находится и поныне.
Статьи по теме:
Write a comment