Да здравствует жизнь! (Арбузы) - последняя картина Фриды Кало, написанная художницей за несколько дней до своего ухода из жизни. Поистине, яркое завершение такой же яркой, полной контрастов, противоричий и страдания жизни Фриды Кало! "Viva la Vida" - яркий праздник жизни, сочетающий простоту композиции и сложность эмоционального и символического подтекста.
"Да здравствует жизнь!" - работа, выделяющаяяся ярркими контрастными цветами - заключительное послание от художницы, которая нанесла заключительные штрихи на эту работу всего за 8 дней до своей смерти в 1954 году.
Несомненно, Фрида чувствовала совсем близкое дыхание смерти - что подтверждается, прежде всего, выбором арбуза который в мексиканской традиции ассоциируется в первую очередь с Днем Мертвых, когда принято чтить память умерших родственников.
Впрочем, праздник этот, устроенный по грустному поводу, тоже, как ни странно, жизнеутверждающ: мексиканцы представляют своих предков, пирующих за столами, уставленными всяческой снедью, ключевое место среди которой занимает именно арбуз.
Кроме того семена арбуза, как и семена граната в греческой мифологии, символизируют плодородие, а также бессмертие. Как только сам плод исчезает, семена несут обещание новой жизни, что после повторится еще бесчисленное множество раз.
И все-таки картина, изображающая арбузы, написанная за неделю за ожидаемой смерти, да еще с таким жизнеутверждающим названием, приобретает почти юмористическое значение - что вполне в духе Фриды, привыкшей с юности преодолевать постоянную боль и мучения.
Точно так же можно воспринимать ее в качестве иронического комментария к покидающей её жизни, которая, по сути, являлась эквивалентом страдания - из-за полиомиелита, автобусной аварии и множества перенесенных операций.
С другой стороны, арбуз вполне можно воспринимать, как некое растительное альтер-эго самой художницы - и Фрида, несомненно, вкладывала в него это значение. Судите сами: у арбуза толстая твердая оболочка, защищающая нежную мякоть внутри.
Точно также и у самой Фрида непременно должна была развиться толстая, поистине носорожья кожа, чтобы выдерживать жестокие удары злодейки-судьбы. Постоянная физическая боль в изуродованном теле, проблемный, мягко выражаясь, брак с Диего Риверой, постоянная критика ее творчества....
Все силы вселенского зла ополчились на Фриду, и чтобы противостоять им, художнице нужен был в высшей степени прочный и совершенно бесчувственный панцирь. Но разве обеднило это ее душу? Разве сделало это тусклым и безжизненным внутренний мир Фриды? Разве лишило это Фриду возможности тонко чувствовать, страстно любить, искренне сострадать? Нет, нет и еще раз нет!
Арбуз в центре картины имеет сферическую форму, напоминая одновременно и нашу планету, и замкнутый круг, подобный вечному циклу рождения и смерти. В своем дневнике, всего за несколько дней до смерти, Кало сделала последнюю запись, в которой говорилось:
"Я надеюсь, что уход будет радостным - и надеюсь, что больше никогда сюда не вернусь".
Сердце Фриды остановилось 13 июля 1954 г. Подруги художницы украсили ее волосы лентами и цветами. В ушах Фриды были крупные серьги, на груди, по мексиканской традиции - несколько ожерелий, а на каждом пальце красовалось по кольцу.
После церемонии прощания тело художницы было кремировано. Пепел Фриды несколько коротких мгновений сохранял ей очертания - и Диего Ривера, любовь и проклятие всей ее жизни, зарисовал этот силуэт, после чего собрал пепел.
Когда три года спустя муж Кало, Ривера, был близок к смерти, он набросал свою собственную эпитафию - и тоже с арбузом, возможно, как свидетельство их с Фридой духовной связи.
Статьи по теме:
Моё рождение - Фрида Кало (1933)
Тут висит моё платье - Фрида Кало (1933)
Write a comment