"Призвание апостола Матфея" (1599) - первая значительная работа, выполненная Микеланджело Меризи да Караваджо не для "приватного пользования", а для широкой публики - картина, совместно с двумя другими, была написана для капеллы Контарелли церкви Святого Людовика Французского (Сан-Луиджи деи-Франчези) в Риме, где находится и поныне.
Примечательно, что в наши дни три великолепных картины (именно картины ,а не фрески) Караваджо, являются главным сокровищем церкви, и взглянуть на них стекаются тысячи культурно подкованных туристов со всего мира. Так что будете в Риме - не забудьте приобщиться к этому славному культурному паломничеству - все-таки речь о Караваджо, а не о Поллоке!
Контарелли - бизнесмен и богач из Рима, сделавший состояние на строительных подрядах. Когда он понял, что пришла пора подумать о путешествии в иной, лучший мир, он завещал немалую сумму денег для украшения персональной капеллы в церкви Святого Людовика.
К вопросу Кантарелли подошел со всей серьезностью, заранее детально обговорив, какие именно сюжеты должны быть использованы при оформлении его места упокоения. Именно выбором богатого строителя мы обязаны тому, что можем лицезреть совсем не часто встречающийся в религиозной живописи сюжет - призвание святого Матфея Христом.
Примечательно, что первоначально контрат был подписан вовсе не с Караваджо, а с гремевшим в ту пору Чезари Д'Арпино, бывшим хозяином и конкурентом Караваджо. Караваджо, как известно, бывшего босса недолюливал (он и вообще мало кого "долюбливаал") и, не раз, будучи в подпитии, клялся "выпустить ему кишки", что, зная характер Микеланджело Меризи и некоторые детали его биографии, было вовсе не праздной угрозой.
Тем не менее, вспарывать брюхо сопернику по цеху не пришлось: Чезари Д'Арпино был в ту пору буквально завален заказами и уделял капелле Контарелли непростительно мало времени, что, в конце концов, послужило причиной разрыва контракта с ним.
Вот тогда-то на сцене, к счастью для нас, и возник Караваджо, который работал быстро и во всем следовал последней воле заказчика, разве что, за одним исключением: он решил работать не в технике "аль фреско", а на холстах.
Мощный луч света из окна делит картину по диагонали, совпадает с указующим жестом руки Иисуса (который очевидно позаимствован у известнейшей фрески Микеланджело в Сикстинской капелле), и заставляет нас рассматривать всю стену слева направо - что прекрасно совпадает в местоположении картины в капелле: она расположена на левой стене капеллы.
Согласно Евангелию, Иисус увидел Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение. Не мудрствуя лукаво, Караваджо перенес евангельское действие в современный ему Рим, обрядил персонажей по последней моде - и это, черт побери, работает! Это работает даже сейчас, и уж тем более, работало в те времена, "очеловечивая" библейские события и приближая их к современности.
В этом, кстати, один из секретов успеха Караваджо - поставив себе на службу натурализм, он смог рассказать своим зрителям о самыых сложных и непостижимых вещах на доступном им языке. В свое время тот же принцип "очеловечивания Бога" стал одним из ключевых в искусстве Ренессанса, но Караваджо смог пойти еще дальше, сделав святых едва ли не "ребятами с нашего двора".
Write a comment