Полет ведьм (холст, масло, 43,5 x 30,5 см) - картина Франсиско Гойи, написанная в 1798 году и входившая в серию из шести полотен, проданных герцогам Осуны для украшения их загородного дома "Ла Аламеда" на окраине Мадрида. К сожалению, до наших дней сохранилась лишь одна из картин - "Полет ведьм", увидеть которую можно в музее Прадо в Мадриде.
Сам Гойя называл эти работы "композициями по мотивам процессов над ведьмами". Несмотря на то, что пик "охоты на ведьм" пришелся на 17 век, во времена Гойи испанская инквизиция все еще имела большую силу и власть, и смертные приговоры, выносимые высшим церковным трибуналом, по-прежнему приводились в исполнение, хотя уже и не с той пышностью и размахом, что веком ранее.
Три девицы с обнаженными торсами, всю одежду которых составляют спушенные на пояс санбенио (покаянные одеяния для еретиков) и колпаки в виде удлиненных, украшенных змейками епископских митр (также часть одежды еретика на судилище), освещены ярким светом, источник которого находится за пределами картины.
Ведьмы зависшие в воздухе, намертво вцепились в обнаженное тело мужчины, и судя по кровожадным физиономиям "жен дьявола", беднягу ждет неминуемая и страшная смерть.
В нижней части двое мужчин в крестьянской одежде только что достигли вершины горы, проделав сложный и опасный путь - и вдруг с ужасом осознали, что угодили прямо на "ведьминские разборки". Один из мужчин упал ничком на землюи закрыл уши руками, чтобы не слышать воплей истязаемой ведьмами жертвы.
Другой, более решительный, накрывшись куском ткани и выставив перед собой два оберега - то бишь, два свежескрученных кукиша, пытается спастись бегством. Внизу справа заморенный каталонский ослик с восхитительным равнодушием наблюдает за происходящим. Он - осёл, и ему всё равно, пока дело не коснется его лично. Отметим, в своих произведениях Гойя часто использовал осла как символ невежества, и "Полет ведьм" - не исключение.
Важно понимать, что речь идет не о невежестве напуганных до ужаса крестьян - с них, людей малообразованных, спрос, можно сказать, никакой. Речь идет о сознательном и преступном невежестве Инквизиции как церковного института.
Приговаривать людей к сожжению на костре по обвинению в ведовстве, которое базировалось на доказательствах откровенно асбурдных, нелепых и несправедливых с любой точки зрения - это и есть истинное невежество, платой за которое являются жизни ложно обвиненных людей (мы намеренно не говорим "женщин", поскольку мужчин-колдунов судьи инквизиции обрекали на смерть с тем же успехом).
Многие искусствоведы не без оснаваний полагают, что это лучшее изображение ведьм из всех, созданных Гойей за карьеру, и, увидев оригинал (Музей Прадо, зал 038) - вы, скорее всего, признаете, что так оно и есть.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр!
В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment