Картина Пабло Пикассо «Плачущая женщина» (1937) должна рассматриваться как тематическое продолжение страшной трагедии, изображенной художником в эпическом, монументальных размеров полотне «Герника», написанном Пикассо по заказу Испанской Республики для Всемирной выставки 1937 г. в Париже.
Сосредоточившись на образе плачущей женщины, художник больше не изображал напрямую жестокие и разрушительные последствия гражданской войны в Испании, а скорее обратился к универсальному образу боли и страдания - хотя, как не раз подчеркивалось, и "Гернику" следует воспринимать не как сюжетную картину, но как аллегорию ужасов войны в целом.
Сам Пикассо настаивал именно на таком восприятии картины зрителем: в искажденном страданием лице плачущей женщины мы должны видеть прежде всего реакцию художника на бомбардировку силами Люфтваффе баскского городка под названием Герника, в результате которой погибло большое количество мирного населения (26 апреля 1937), а Герника в результате бомбардировки и визникшего по ее причине пожара была практически уничтожена.
«Плачущая женщина», (1937 год) может считаться завершением целой серии картин, гравюр и рисунков, которые Пикассо сделал в знак протеста. У художника были очень личные испанские мотивы - и не только Герника.
В мае 1937 года мать Пикассо написала ему из Барселоны, что от дыма горящего города во время боев у нее слезятся глаза. Родители художника, жившие до конца дней в Барселоне, стали свидетелями и, можно сказать, непосредственными участниками всех ужасов,через которые пришлось пройти жителям каталонской столицы в годы Гражданской войны.
В июле 1936-го в республиканской Барселоне запылали храмы - всего было полностью или частично уничтожено огнем до 80 церквей города. Служителям церкви - тем, кто не успел убежать из города приходилось скрываться на квартирах у верных прихожан, а если все же их обнаруживали - расстреливали вместе с ними расстреливали и тех, кто их укрывал, рискуя собственной жизнью.
С 1937-го Барселону начали бомбить с воздуха - и Старому городу, где проживали родители Пикассо, досталось более всего. А после поражения Республики красный барселонский торрор сменился террором диктатора Франко. Да, цвета изменились, но суть осталой прежней - людей томили в тюрьмах либо расстреливали.
За основу изображения Пикассо взял известный иконографической образ: Богоматерь Скорбящую, которых, согласно барочной традиции, часто изображали со стклянными слезами на щеках - визуально такими же твердыми, как и слезы, изображенные в "Плачущей женщине". Подобные мрачные и очень впечатляющие произведения религиозного творчества Пикассо мог видеть в барселонской церкви Ла-Мерсе, расположенной совсем рядом с домом, где проживала семья художника.
Такой же образ для "личного пользования" (то есть для своего дома) выполнил в свое время отец Пабло - профессиональный художник, так что далеко за вдохновением ходить было не нужно.
Моделью для картины, да и вообще для всей серии, стала, разумеется, Дора Маар, которая подвизалась в роли профессионального фотографа с сюрреалистическим уклоном на момент знакомства с Пикассо в конце 1935, когда Пикассо встретил ее в конце 1935-го. Пикассо был очарован Дорой мгновенно, и вплоть до 1944-го она оставалась его "ведущей любовницей".
Дора Маар, напомним, была единственной, кому доверено было поэтапно запечатлевать процесс создания знаменитой "Герники" в 1937 году.
За время их отношений, продлившихся до 1944-го, Пикассо рисовал Дору в нескольких обличьях: в реалистичных, в мягких, однако в большинстве своем - в страдающих или "грозных". Вот что сказал сам Пикассо по данному поводу:
Для меня Дора всегда оставалась "плачущей женщиной". В течение многих лет я рисовал ее в искаженно-страдающих формах - не из соображений садизма или извращенного удовольствия, но повинуясь сильнейшему внутреннему ощущению, от которого невозможно было избавиться.
Это была не внешняя оболочка, но ее глубинная внутренняя суть ... Дора для меня всегда была плачущей женщиной ... И это важно, потому что женщины, по сути - и есть машины по производству слез".
Статьи по теме:
Музей Пабло Пикассо в Барселоне
"Авиньонские девицы" Пабло Пикассо - интересные факты
Первое жильё семьи Пикассо в Барселоне
Write a comment