Картина "Белое спокойствие" была написана Сальвадором Дали в 1935-ом году и точно так же, как подавляющее большинство работ усатого каталонца, благополучно избежала знакомства с широкой публикой.
Следует отметить, это случилось вовсе не потому, что "Белое спокойствие" хуже тех работ Дали, которые получили и славу, и любовь публики, и всемирную известность.
Причина в другом: подобно большинству качественных вещей каталонца, она сразу же была куплена и ушла в частную коллекцию, и впоследствии, даже меняя владельцев, ни в один публичный музей так и не попала. По этой причине все мы можем полюбоваться ею лишь в репродукции хорошего качества благодаря замечательному каталогу работ каталонского художника, составленному Фондом Гала-Сальвадор Дали.
Что же, можем - и любуемся! "Белое спокойствие" (41 Х 33 см; доска, масло) замечательно того заслуживает. Я не раз уже говорил, что для себя лично давно уже определил тот период в многообразном и неоднозначном творчестве Дали, который доставляет мне наибольше эстетическое удовольствие: тридцатые годы прошлого века. Никогда ни до, ни после этого десятилетия Дали не создавал такого множества подлинных шедевров.
"Белое безмолвие" интересно прежде всего тем, что наглядно демонстрирует, как можно достичь сюрреалистического эффекта, не изображая мягкие часы, эакулирующие кипарисы, горящих жирафов и слонов на паучьих ногах.
Если вас зовут Сальвадор Дали, вы можете вполне обойтись и без этого. Воспользуемся лишь одним из технических приемов параноидально-критического метода: высочайшей фотографичностью, с которой следует запечатлевать мгновенно возникший в воображении галлюцинаторный образ, поместим этот образ в излюбленный "далианский" пейзаж, геоография которого определяется тремя точками: Кадакес, Порт-Льигат, Мыс Креус ; помножим все это на достигнутое упорным трудом техническое мастерство, достойное восхищения - и получим "Белое спокойствие"!
Ну, и где же тут сюрреализм? - воскликнете вы. Где же тут сюрреализм, если картина написана не просто в реалистичной, но даже в гипереалистичной манере? Ок, тогда ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: что делает полностью одетый селянин с вилами на валуне, одиноко торчащем посреди воды?
И зачем ему, забравшемуся в водную стихию, вилы, явно прихваченные с картины "Анжелюс" Милле? И почему фрагмент ископаемой амфоры балансирует в крайне странном равновесии, не спеша, тем не менее, упасть - как положено ему сделать в соответствии с законом земного притяжения?
Как видим, чтобы написать сюрреалистическую картину, вовсе не обезательно заселять ее пространство фантасмогорическими тварями и объектами. Можно использовать конструктор реальности - однако детали его соединить сюрреалистическим образом. Именно это и проделал в "Белом спокойствии" восхитительный Дали.
Спрпавделивости ради, отметим: именно в таком ключе работал другой замечательный сюрреалист - Рене Магритт. Он не любил изображать фантазии, галлюцинации и сны, вместо этого предпочитая изображать реально существующие и вполне "нормальные" объекты или явления в необычных сочетаниях, что и порождало вполне сюрреалистический эффект.
Впрочем, Магритт, будучи сюрреалистом, не очень любил сам термин "сюрреализм" применительно к своему творчеству, предпочитая называть себя "магическим реалистом". И, кстати, именно так и хочется назвать "Белое спокойствие", отличное от большинства фантазийно-бредовых работ Сальвадора Дали - шедевром магического реализма.
Статьи по теме:
Кадакес - "белый город" на Коста Брава
Дом Сальвадора Дали в Порт-Льигате
Мыс Креус - край каталонского света
Сальвадор Дали и Гала - встреча длиною в жизнь
Write a comment