Картина "Женщина, читающая письмо" была написана Яном Вермеером в 1663 - 1665 г.г. и, в отличие от большинства других работ голландского художника, не может похвастать богатством деталей интерьера. Создается ощущение, что более крупный по размером холст был в свое время обрезан до своих нынешних размеров: 46,6 х 39,1 см. Во всяком случае, мы не наблюдаем ни штор, ни ковров, ни так любимых Вермеером черно-белых плит пола, ни излюбленного художником окна, у которого он так часто писал своих персонажей...
Окно в сюжете, разумеется, есть, но оно находится за пределами пространства картины, и о присутствии его говорит лишь тусклый свет, который оттенком своим напоминает цвет шелковой накидки персонажа.
Собственно, именно этот, редки и "угрюмый", если можно так выразиться, свет и задает всё настроение картины. Женщина в голубой накидке, стоя у окна, читает письмо. Губы ее слегка приоткрыты - как будто она сильно удивлена, поражена, а то и обескуражена или даже глубоко расстроена прочитанным только что.
Карта Голландии, висящая на стене, может косвенно свидетельствовать о том, что человек, написавший ей письмо, находится в странствии, которое по неизвестным нам причинам затянулось. А уж кто он, этот человек, мы должны догадаться сами. Возможно, муж, уехавший или отплывший по торговым делам, и внезапно в дороге заболевший.
Однако не исключено, что никакого мужа нет, и речь идет о ветреном любовнике, который ворвался в жинь девицы в голубом, окрутил, очаровал, овладел, обещая пышную свадьбу и любовь до гробовой доски - и вдруг исчез, чтобы никогда не явиться больше.
Может быть, ушел на китобойном судне, чтобы поднакопить к свадьбе деньжат -и вдруг письмо, в котором значится: "Дорогая, все случившееся между нами было ошибкой. Забудь обо мне, вычеркни меня из своейц жизни навсегда - и живи счастливо дальше."
А она, что называется, и рада бы - "вычеркнуть, забыть, и жить счастливо дальше" - если бы не седьмой месяц беременности. Ведь согласитесь, в области талии и живота фигура женщины кажется слишком уж объемной, что, возможно, и должно прояснить сюжет картины: соблазнил, обманул, сделал ребенка и бросил. И единственное, что напоминает о неверном любимом - мешочек с жемчугом на столе.
Что касается работы художника со светом, Уилок, например, пишерт: «Свет исходит из двух источников, создавая как первичные, так и мягко рассеянные вторичные тени на стене рядом со стулом за столом. Обладая пркрасными знаниями о природе и особенностях распределения света, Вермеер, тем не менее, совершенно произвольно манипулирует потоком света по композиционным причинам.
Например, в то время как стул и карта отбрасывают тени, женщина, которая кажется стоящей довольно близко к стене, - нет. Таким образом, Вермеер отделяет ее от временных рамок комнаты и невзирая на то, что женщина запечатлена в процессе, усиливает ощущение постоянства, которое пронизывает всю сцену ».
Сила этой картины - в ее неприкрытой эмоциональности, а внешняя сдержанность и бедность в деталях интерьера призваны лишь усилить воздействие на зрителя. Тем не менее, "обрезав" холст, Вермеер лиишл его множества тех чудесных деталей, за которые, в том числе, мы восхищаемся его работами.
Write a comment