Картина "Спящая женщина на фоне пейзажа" была написана Сальвадором Дали в 1931 году. В настоящий момент эта небольшая (27,2 х 35 см; холст, масло), крайне депрессивная вещь находится в коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции.
"Депрессивная" - сказали мы, и депрессивность эта далеко не случайна. "Бытие определяет сознание", и чтобы понять, чем определялось сознание молодого Сальвадора, поступим так, как уже поступали при анализе его картин не раз: перенесемся в "бытие" усатого каталонца.
А "бытие" в 1931-ом было мучительно-прекрасным и катастрофически-несчастным одновременно. За связь с Галой и ряд кое-каких других мелких провинностей (но главным образом, за связь с Галой) художник был насильно отлучен от родного дома и лишен материальной поддержки, что, по мнению отца, должно было заставить Сальвадора поскорее "одуматься" и, подобно "блудному сыну", виновато вернуться в лоно семьи.
Упрямый Сальвадор (по степени упрямства он мог бы поспорить не только со своим отцом, но и с каталонским осликом), "одуматься" не желал. Вопрос был, что называется, "принципиальным", и если уж речь шла о выборе между семьей и "Ля Мадам" (как называл Галу отец Дали) - художник не колебался не секунды, выбрав "Ля Мадам" - и от выбора своего отступил бы только со смертью.
Подобная преданность объекту своей любви, безусловно, прекрасна - однако денег от нее не становилось больше. Здесь налицо тот самый парадокс, который не давал Дали в то время покоя, пожалуй, более всех прочих сложностей и непонятностей: он уже создал очень неплохие полотна, его известность в интеллектуально-богемно-аристократичеких кругах Парижа неуклонно возрастала - а между тем, денег в их с Галой молодом семействе не водилось вообще - от слова "совсем".
Это сильно отличалось от простой и красивой схемы, которую молодой мозг Дали нарисовал в его сознании: "Известность = деньги", и факт этот не мог удручать художника. Все, что было у него из собственности на тот момент времени: жалкая рыбацкая лачуга на самых задворках каталонской географии - в поселке Порт-Льигат.
Каменный сарай, по необходимости названный "домом", отсутствие ясного пути, ветер в карманах и единственное желание и умение: писать картины - вот всё, чем располагал Дали на тот момент, зная, что завтра или через неделю им с Галой, может статься, не на что будет купить даже хлеба.
А еще - и здесь мы подтупаем к "мучительно-прекрасному" аспекту его тогдашнего бытия - еще у него была настоящая, целая, живая, соленая, "яростная и бесплодная" женщина - то есть, Гала! Та Гала, чувство которой в те годы Дали не мог даже назвать любовью, ибо слово это казалось совершенно бесцветным применительно к тому, что Сальвадор испытывал на самом деле.
Обожание, поклонение, маниакальная страсть, граничащая с буйным помешательством - Дали долго не мог поверить, что является обладателем такого утонченно-изысканно-бесценного сокровища, как его дражайшая половинка!
Именно из привычки созерцать спящую Галу - иногда часами, каждую секунду сомневаясь, что все это принадлежит одному ему - и родилась картина "Спящая женщина на фоне пейзажа", а в мрачные тона ее окрасили и вышеперечисленные обстоятельства бытия, и, безусловно, размышления Дали о природе сна, о бесконечном времени и краткосрочности человеческого бытия.
Раглядывая ее, спящую, Дали не мог не думать о том, что сон, в известном смысле, так же подобен небытию, как и смерть. И неминуемо придет время, когда Гала, такая теплая, такая прекрасная и живая, перестанет существовать, а в теле ее будут копошиться черви, ненасытно поедая мертвую плоть.
В это время Дали, как видим, уже делает попытки предметной визуализации внутреннего содержания, сокрытого за внешней оболочкой - итогом чего чуть позже станет появление его знаменитых "ящиков подсознания".
Появляется в картине и сухая ветка оливы, которая чуть позже будет воспроизведена в "Постоянстве памяти" - вещи, во многих отношениях для Дали судьбоносной. Интересно отметить, что рука спящей/разлагающейся Галы тоненькой цепочкой "привязана" к древесным ветвям: очередной намек на всюхрупкость и неустойчивость их тогдашнего существования и постоянный страх Дали перед тем, что однажды Гала, не выдержав его беспомощности и окружавшей их нищеты, уйдет он него, разочаровавшись в его талантах окончательно.
Однако, как мы знаем, судьба была на стороне этой жуликоватой и талантливой парочки. Наступил момент, когда сложности, в том числе и финансовые, несколько отступили, и картины Дали заиграли более яркими красками.
Статьи по теме:
Кадакес, Порт-Льигат и мыс Креус - экскурсия
Театр-музей Дали в Фигерасе и Порт-Льигат
Write a comment