Картина "Женщина с головой из роз" была написана Сальвадором Дали в 1935-ом году и, как и ряд других работ того периода, с первого взгляда даже у людей, далеких от мира моды, ассоциируется именно с ней.
Это отнюдь не случайно. Дали, как известно, активно сотрудничал с Эльзой Скиапарелли, Жаном Кокто, Коко Шанель, с которой его связывали особенно приятельские отношения... Ткани по его рисункам делали Диор и Карден - список коллабораций непоседливого каталонского гения с виднейшими деятелями мира высокой моды можно продолжать долго.
Что касается картины "Женщина с головой из роз", её иллюстрация в 1935 году украсила столь авторитетное издание, как Harper's Bazaar и была далеко не единственной, появившейся на страницах журнала.
В 1934-ом редактором журнала стал Алексей Бродович, а уж он-то пройти мимо такой яркой и эпатажной личности, как Сальвадор Дали, никак не мог!
На картине "Женщина с головой из роз", как несложно заметить, запечатлена как раз сцена примерки. Изображая голову центрального персонажа в виде цветов, Сальвадор Дали далеко не оригинален относительно своих же работ того периода.
Вообще, цветы символизируют женскую сексуальность, а роза, к тому же, напрямую ассоциируется с женским половым органом - глупо было бы думать, что в этой работе Дали зачем-то откажется от эротизма, красной нитью проходящего через большинство его картин.
Складки одежды, обнимающие талию женщины, стоит присмотреться к ним чуть повнимательней, обращаются в мужские руки, что в сочетании с затемненно-вечерним колоритом картины сразу наводит на мысле о волнительном сумраке спальни, предназначенной для любовных утех.
Ощущение это лишь подчеркивает голова льва с оскаленной пастью - частый образ в работах Дали конца 20-хх - начала 30-хх годов, который, среди прочего, означает и всепожирающую сексуальную страсть.
Следует также отметить и антропоморфную мебель - напомним, именно в 1935-ом Дали активно начинает интересоваться дизайном мебели и интерьеров и изобретает даже целую комнату, выполненную в виде лица знаменитой американской актрисы Мэй Уэст.
Хотя комната была реализована значительно позднее - это Зал "Мэй Уэст" в Театре-музее Дали в Фигерасе - знаменитый Диван-губы все же был изготовлен "по горячим следам" и установлен в холле магазина Эльзы Скиапарелли.
Себя Сальвадор Дали изобразил в виде привычного для него универсального символа - яйца, одиноко возлежащего на антропоморфном столике. Впрочем, в контексте именно этой картины яйцо может символизировать также хрупкость и недолговечность столь эфемерной субстанции, как женская красота. И голова из цветов, которые, увы, так недолговечны - о том же.
Интересна также мужская одинокая фигура на удалении: еще один Дали? Или, скорее, собирательный образ мужчины, ради которого, собственно, и придумываются все эти модные ухищрения?
В настоящий момент картина "Женщина с головой из роз" (35 Х 27 см; дерево, масло) находится в Kunsthaus в Цюрихе.
Статьи по теме:
Write a comment