Картина "Девочка на шаре" была написана Пабло Пикассо в 1905-ом году и знаменовала собой окончательную победу "розового над голубым" и оптимизма над меланхолией, которой проникнуты все работы Пикассо "голубого периода".
Понятно, что "оптимизм" этот - весьма сдержанного свойства, учитывая, что Пикассо, в те годы еще не познавший очарования больших денег, как никто другой понимал изначальную несправедливость мирового устройства, при котором нищее большинство принуждено вечно играть по правилам, определяемым кучкой всевластных денежных мешков.
В 1913-ом "Девочка на шаре" была приобретена Морозовым, а после революции и, соотвественно, национализации попала, в конце концов, в Государственный музей имени Пушкина, где, к счастью, пребывает и поныне.
К "счастью", потому что "Девочка на шаре" - потрясающая вещь, величайший шедевр из всех созданных Пикассо за более чем длительную карьеру художника. Можно восхищаться творчеством гениального художника из Малаги - или, напротив, ненавидеть его, считая Пикассо непревзойденным жуликом от искусства, который возвел уродство в абсолют и заставил ему поклоняться...
Однако вне зависимости от этого нельзя не признать: "Девочка на шаре" - шедевр, равных которому наберется немного во всем живописном наследии нашей цивилизации. Вся картина построена на так хорошо знакомом нам принципе "единства и борьбы противоположностей".
Кубическое здесь противопоставлено сфере, изящная хрупкая женственность контрастирует с грубой маскулинностью, а каменная неподвижность - с движением, требующим напряжения всех сил.
Точно так же и полная перемен жизнь бродячих артистов противопоставлена статичному существованию персонажей, изображенных на фоне холмистой, выжженой дотла солнцем местности, напоминающей о родной для Пабло Пикассо Андалусии.
Сравните тоненькую фигурку гимнастки, пытающиейся удержать равновесие на шаре, остановленную волшебной кистью художника в момент напряжения всех ее гибких и упругих мышц - с квадратной и мощной фигурой атлета, которая, кажется вросла в свое кубическое сидение и пребывает в состоянии неподвижности от сотворения мира.
Эта безжизненная неподвижность подчеркивается холодным насыщенно-синим цветом драпировки силача, которой противопоставлен розовый цветок в волосах гимнастки: вроде бы, маленькая деталь, которая гениальным образом наделяет образ девочки бьющим через край оптимизмом.
Подобной же деталью, на первый взгляд несущественной, а на деле - крайне важной, Пикассо когда-то полностью изменил картину "Мальчик с трубкой". Во всяком случае, как видится нам, рукою Пабло водил сам Бог - все всякого сомнения.
Особенно следует отметить увлечение Пабо геометрическими формами, и прежде всего - кубом, который совсем скоро приобретет запредельную значимость и ляжет в основу совершенно нового направления в живописи под названием "кубизм", одним из отцов которого, как мы знаем, является Пабло Пикассо.
Впервые я увидел репродукцию "Девочки на шаре" в делеком советском детстве, на почтовой марке. В то время я был крайне далек от искусства, что и понятно - однако до сих пор помню то удивительное чувство прикосновения к прекрасному, испытанное мною при виде "Девочки на шаре".
Да, за "Девочку на шаре" я с легкостью готов простить Пикассо все то, что он "натворил" в искусстве в последующие годы и периоды.
Статьи по теме:
Музей Пабло Пикассо в Барселоне
"Авиньонские девицы" Пабло Пикассо - интересные факты
Первое жильё семьи Пикассо в Барселоне
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment