Сальвадор Дали - краткая биография. 100 дат из жизни художника

Сальвадор Дали - краткая биография
Сальвадор Дали - краткая биография

Составить "краткую" биографию Сальвадора Дали, прожившего без малого 85 лет и отличавшегося поистине неиссякаемой жизненной и творческой энергией - та еще задача! Тем не менее, мы попробуем - и постараемся, чтобы биография Дали была действительно краткой.

 

Только факты, только самые важные события, ключевые цифры, даты, работы - одним словом, главные жизненные и творческие вехи одного из самых известных и талантливых художников 20-го века - Сальвадора Дали. Итак, мы приступаем...

 

У Сальвадора Дали все, не как у людей! Это в полной мере относится и к его биографии: началась она задолго до рождения самого Сальвадора и в местах, от Каталонии крайне отдаленных, о которых и сейчас-то средний каталонец знает не так уж много, причем всего познания запросто укладываются в следующий ряд : "очень холодно, водка, медведи, бородатые мужики с топорами,  о-о-очень красивые женщины и, почему-то, Чебурашка, которого здесь ласково именуют "Чебурачка" - но перейдем к делу:

26 августа 1894: в далекой Казани, в семье скромного чиновника Ивана Дьяконова на свет появилась девочка, нареченная Еленой.

Именно ей суждено будет стать женой, подругой, матерью, нянькой, Музой, генератором идей, менеджером, продюссером и самым близким человеком на протяжении более чем полувека для наиболее скандального и, без преувеличения, гениального творца 20-го столетия - Сальвадора Дали.

Не будь Елены (Гала) Дьяконовой - не было и того Дали, каким его знает сейчас мир. Лучше всех это понимал сам художник, который до конца, до самого последнего вздоха своей обожаемой "Галючки" относился к ней, как к божеству, как к лучшей половине их неразрывного общего "я".

 

Две половинки одного целого, или, точнее, неразделимые в своей любви зведные близнецы Кастор и Поллукс - именно так воспринимал Дали их с Гала жизненный союз.

 

Поэтому (да простят нас официальные летописцы художника) биографию его мы закономерно начинаем с рождения Музы, Елены Прекрасной, известной позднее под именем Гала.

11 мая 1904: в семье провинциального нотариуса из каталонского городка Фигерас на свет появляется Сальвадор Фелипе Хасинто Дали - будущий гений сюрреализма, один из наиболее скандально известных, противоречивых и талантливых творцов 20-го века. На фото слева: церковь Святого Петра, где на девятый день после рождения был крещен маленький Сальвадор. 

 

6 января 1908: в семействе Дали прибавление - рождается девочка по имени Анна-Мария, родная сестра будущего художника.

1910-1913: первые творческие опыты Сальвадора.

 

Январь 1913: Елену Дьяконову, у которой врачи подозревают туберкулез, отправляют на швейцарский курорт Клавадель, где она знакомится с начинающим французским поэтом Эженом Гренделем.

Именно Елена придумает ему благозвучный для публикаций псевдоним - Поль Элюар, под которым тот и обретет известность как участник сюрреалистического движения, возглавляемого Андре Бретоном. В свою очередь  Элюар станет называть девушку "Гала" (праздник - фр.), и опять же - как раз под этим вымышленным именем она станет всемирно известной.

Биография Сальвадора Дали

Излечившись от недуга, молодые люди расстаются, но иная болезнь уже владеет обоими, и имя ей - любовь.

 

1916: Гала (отныне мы будем звать ее так) приезжает в Париж и становится законной женой Поля Элюара. Трепещи, маленький каталонец Сальвадор! Твоя будущая Муза живет теперь не в далекой заснеженной России, а в соседней Франции, в Париже, и встреча ваша так или иначе уже предопределена самой судьбой. А с судьбой, как известно, не поспоришь.

1917: учителем живописи Сальвадора становится Хуан Нуньес Фернандес, прекрасный график и педагог, который весьма сильно повлияет на формирование и становление Дали как художника.


Декабрь 1918: первая официальная выставка Дали совместно с двумя другими художниками Фигераса в муниципальном театре "Принципаль". Работы Дали заслужили положительные отзывы критиков, а самому зданию впоследствии уготовано было стать одним из самых известных музеев мира - Театром-музеем Сальвадора Дали.

6 февраля 1921: от рака матки в барселонской больнице умерла мать художника, донья Фелипа и Доменеч, что стало для Дали жесточайшим ударом, но в то же время окончательно убедило его в своем стремлении достичь славы любой ценой.

Сентябрь 1922: Дали поступает в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде и поселяется в студенческой Резиденции. Именно здесь художник знакомится с Луисом Бюнуэлем и, самое главное, с величайшим испанским поэтом 20-го века - Федерико Гарсией Лорка.

Октябрь 1923: за участие в студенческих волнениях Дали на год отчисляют из Академии.

 

14-27 ноября 1925: первая персональная выставка картин Сальвадора Дали в барселонской галерее Далмау, на которой были представлены 22 работы художника (семнадцать картин и пять рисунков).

11 апреля 1926: Дали впервые (в компании мачехи и Сестры Анны-Марии) посещает Париж, где встречается с Пабло Пикассо и показывает ему две своих работы: "Фигуры, лежащие на песке" и "Девушка из Фигераса".

12 ноября 1926: подписан приказ об окончательном отчислении Дали из Академии.

 

31 декабря 1926-14 января 1927: вторая персональная выставка Дали в галерее Далмау (23 картины и 7 рисунков в кубистической и "объективной" манерах).

 

1 февраля 1927: Дали приступает к воинской службе в крепости Фигераса (служба, по большей части, носила фиктивный характер).

 

В этом же году в полотнах Дали начинают появляться сюрреалистические детали, во многом заимствованные у художника-сюрреалиста Ива Танги. Тогда же Дали знакомится с каталонским художником Жоаном Миро, который начинает продвигать работы Дали в Париже.

16 октября 1928: во время "Осененнего Салона" в барселонской галерее "Зала Парес" Сальвадор Дали выступает с лекцией "Отношение современного каталонского искусства к веяниям нового разума", в ходе которой объявляет всё современное ему каталонское искусство (за исключением Жоана Миро) дерьмом, мусором и "тухлятиной" (putrefacto).

Момент весьма примечательный: впервые Дали публично и неприкрыто рвет связи с  традиционным искусством и заявляет о своих пристрастиях к сюрреализму.  В интервью от 6 ноября одному из популярных еженедельников, он еще раз объявит о своем восхищении такими художниками-сюррреалистами, как Макс Эрнст, Ив Танги и Ханс Арп. Грядет рождение Дали-сюрреалиста.

6 июня 1929: В Париже состоялась премьера киноленты "Андалузский пес", первого в мире сюрреалистического фильма, созданного Дали совместно с Луисом Бюнуэлем. На премьере присутствовали: покровитель искусств виконт де Ноай, а также ключевые фигуры сюрреалистического движения Ганс Арп, Макс Эрнст, Тристан Тцара, Луи Арагон и сам Андре Бретон, создатель и идейный вдохновитель сюрреализма.

Август 1929: семейство Магритт, Камиль Гоэманс, а также Поль Элюар с женой и дочерью Сесиль приезжают погостить в Кадакес. Знакомство Дали с Гала. Под влиянием внезапно вспыхнувшего обоюдного чувства Гала, "сюрреалистическая муза" разрывает отношения с мужем, поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром, и уходит к молодому каталонскому художнику.

20 ноября - 5 декабря 1929: выставка картин Дали в парижской галерее Карла Гоэманса. Среди представленных работ ("Мрачная игра", Аккомодация желаний", "Портрет Поля Элюара", "Загадка желания", "Великий мастурбатор") есть и полотно "Священное сердце", где встречается фраза: "Иногда я ради удовольствия плюю на портрет своей матери".

Слухи об этом доходят до отца Сальвадора Дали, который, взбешенный еще и непрекращающейся связью сына с замужней женщиной, француженкой русского происхождения, в конце концов вышвыривает Сальвадора Дали из дома, лишает его наследства и предрекает нищую смерть под забором.

Март 1930: у полусумасшедшей рыбачки Лидии из Кадакеса на деньги, полученные авансом за еще не написанную картину  Дали приобретает в рыбацкой деревеньке Порт-Льигат лачугу размером 22 кв м, в которой никто до того не жил - рыбаки, сыновья Лидии, попросту хранили там снасти.

 

На остатки денег Дали нанимает плотника, столяра, и начинается работа над превращением этой хибары хоть в какое-то подобие жилища. Так возникает ядро будущего "дома для двоих" - знаменитой резиденции Дали и Гала в Порт-Льигате. Именно здесь, "на краю света", в окружении первозданной красоты моря и скал Дали напишет лучшие свои работы, известные ныне всему миру.


Смотреть видео "Гала в картинах Дали" на нашем Ютуб-канале:


1931: Наряду с другими прекрасными сюрреалистическими полотнами Дали пишет одну из самых знаменитых своих картин - "Постоянство памяти", или "Мягкие часы" (под этим названием картина стала известна в Америке). "Постоянство памяти" выставляется в этом же году в Париже, в галерее Пьера Колла, где на картину обращает внимание Жульен Леви, житель Нью-Йорка, собирающийся открыть собственную галерею на Мэдисон-авеню. Леви приобретает картину за 250 долларов - и Америка буквально влюбляется в нее. Именно Жюльен Леви становится первым агентом Дали в Нью-Йорке.

Июль 1931: Гала перенесла очень серьезную операцию, вследствие которой, скорее всего, ей удалили матку. Отныне она не сможет иметь детей, что, впрочем, ничуть не расстраивает Сальвадора. Более того, это вполне вписывается в общую картину их совместного существования и, что особенно важно,  имперских амбиций и непомерного самомнения Дали. Вспомним его излюбленный тезис: Дали, спаситель современного искусства - уникален и неповторим! И никаких реплик в виде тех же детей не предусмотрено и быть не может. Их, как мы знаем, и не было.  

Декабрь 1932: по инициативе Гала  в Париже основано общество "Зодиак", куда входят 12 богатых и знатных людей, покровителей искусств (Каррес Кросби, Эмилио Терри, внучка Рокфеллера маркиза Маргарет Куэвас де ла Вера, виконт де Ноай и др.).

 

Каждый из них делает ежемесячный взнос, получая взамен одну из картин Сальвадора Дали. Это дает художнику так нужный ему тогда год финансовой независимости, который он целиком посвящает живописи и самопиару - и в том и другом преуспевает.

 

Тем не менее, до прочного финансового положения еще далеко. Пока расходы четы Дали-Гала превышают доходы.

1933: работы Сальвадора Дали выставляются в галерее Пьера Колла в Париже. В Нью-Йорке в галерее Жюльена Леви проходит первая первая персональная выставка картин Дали (с 21-го ноября по 8 декабря 1933). И публика, и критика расточают Дали похвалы, что убеждает художника одном: если без его личного присутствия выставка оказалась успешной, то по приезду в США его ждет настоящий триумф!

30 января 1934 - свадьба Дали и Гала в Париже (без церковного обряда венчания).

 

7 ноября 1934 - 19 января 1935: первый визит Сальвадора Дали и Гала в Нью-Йорк, прошедший триумфально и позволивший Сальвадору изрядно улучшить финансовое положение. Америка - ключ к завоеванию мира, и чета Дали прекрасно это понимала.

1936: Дали принимает участие в Международной Сюрреалистической выставке в Лондоне, имевшей большой общественный резонанс. Начало Гражданской войны в Испании.

 

До Дали доходит известие о том, что его лучший друг, гениальный испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка казнен франкистами в  Гранаде, что укрепляет намерение Дали не возвращаться в фашистскую Испанию.

 

7 декабря 1936:  Дали и Гала прибывают в Нью-Йорк во второй раз.

 

На страницах журнала "Time" появляется фотография Дали, а это путь к настоящей славе, признанию и финансовому успеху, поскольку известность и деньги для Дали всегда были неразделимы.

17 января 1938: в Париже, в Галерее изящных искусств открывается грандиозная сюрреалистическая выставка, где на суд публики Дали впервые представляет инсталляцию "Дождливое такси", которую впоследствии будет воcпроизводить неоднократно.

19 июля 1938: при посредстве Стефана Цвейга в Лондоне состоялась встреча, которой так давно добивался Дали - его принял 82-летний Зигмунд Фрейд. В процессе встречи, Дали, с разрешения Фрейда, сделал набросок портрета великого ученого, основателя психоанализа.

Март-Апрель 1939: триумфальная выставка работ Дали в Нью-Йорке, в галерее Жюльена Леви. "Лайф" указывает, что выставка имела необыкновенный успех, большинство картин (21) на общую сумму свыше 25000 долларов приобрели частные коллекционеры. Тогда же администрация Нью-Йоркской Всемирной выставки, которая должна была открыться в июне, заказывает художнику дизайн павильона для аттракционов за весьма весомый гонорар.

1939: окончательный разрыв Сальвадора Дали с сюрреалистами. Основатель кружка, Андре Бретон составляет из букв, входящих в имя и фамилию художника (Salvador Dali) анаграмму "Avida Dollars", что можно перевести как "Алчущий долларов". Для Дали признание его финансовых успехов - весьма лестный комплимент, так что стремление Бретона уязвить каталонца приводит к прямо противоположному результату.

14-го июня 1940: гитлеровские войска оккупировали Париж, что укрепляет Дали и Гала в мысли найти убежище в Америке. В августе того же года пароход "Экскембион" бросает якорь в порту Нью-Йорка.  Чета Дали-Гала ступает на американскую землю, которая станет их домом на целых 8 лет.

1942: в Нью-Йорке и Лондоне выходит написанная Дали псевдо-автобиографическая книга "Тайная жизнь Сальвадора Дали", вызвавшая оживленную полемику и повышенный интерес публики. Книга имеет однозначный успех. Двумя годами позже он повторится, когда из печати выйдет роман Дали "Скрытые лица". 

 

Апрель 1943: в Нью-Йорке состоялось знакомство Дали с весьма состоятельной четой из Денвера, Рейнольдом и Элеонор Морз. Именно эти люди будут в течение десятилетий скупать едва ли не на корню все наиболее значимые работы художника, что впоследствии выльется в открытие музея Дали в городе Санкт-Петербург, штат Флорида.

 

В это же время Дали активно работает в области рекламы и пишет портреты богатых американцев. Двигателем и мозговым центром финансовых операций является Гала.

6 августа 1945: американцы проводят атомную бомбардировку японских городов Хиросима и Нагасаки, что оказывает сильнейшее воздействие на Дали и служит отправной точкой его "атомного", или "ядерно-мистическорго периода" в творчестве.

 

1945-46: Дали сотрудничает с Голливудом (в частности, с Алфредом Хичкоком в работе над фильмом "Завороженный" и Уолтом Диснеем над мультипликационной лентой "Дестино".

1948: из печати выходит очередная книга Дали - "Пятьдесят секретов магического ремесла". Удивительно талантливо написанное, переполненное юмором и ценными практическими советами - это настоящее руководство всякому, кто вознамерился стать великим живописцем, книга, лишний раз доказывающая, что в искусстве живописи Сальвадор Дали являлся искушенным профессионалом.

В этом же году супруги Дали расстаются с Америкой и, после почти 10 лет разлуки с Испанией, готовятся ступить на испанскую землю.

 

21 июля 1948 - Дали и Гала прибывают в Гавр, а после поездом добираются до Фигераса. Какое-то время им приходится существовать под одной крышей с Анной-Марией, родной сестрой художника (отношения этой женщины со звездной парой всегда были весьма напряженными).

Дали развивает бурную деятельность, пытаясь убедить испанские власти в своей преданности католицизму и полной лояльности по отношению к диктатору Франко - и то, и другое ему замечательно удается.

 

23 ноября 1949 - Дали удостоен аудиенции у Папы Римского Пия 12-го. На встречу Дали берет с собой картину "Мадонна Порт-Льигата", которая призвана убедить главу Католической Церкви в том, что блудный сын Дали окончательно вернулся в ее лоно.

Как признавался позже Дали, он хотел добиться от Папы разрешения на венчание с Гала (что было невозможным, поскольку был еще жив ее первый муж, Поль Элюар).

 

Декабрь 1949 - из печати выходит книга Анны-Марии Дали "Сальвадор Дали глазами сестры".

Основная мысль этого труда заключалась в том, что сюрреализм и Гала ни больше ни меньше как разрушили жизнь Сальвадора, превратив его в злобного монстра от искусства. Особенно много негатива на страницах книги изливается в сторону Гала.

Отец Дали, кстати, во вступительном слове указывает, что все, описанное в книге - чистейшая правда. Художник, не ожидавший такого коварства со стороны Анны-Марии, да и отца тоже, вне себя от бешенства. Книга сестры ставит окончательный крест на добрых отношениях Дали с родственниками.

 

30 января 1950 - нотариус Дали Куси (отец Сальвадора) в очередной раз составляет новое завещание, по которому единственной наследницей объявляется Ана Мария.

 

Существует несколько фотографий Сальвадора Дали с отцом и сестрой, кое-где на этих снимках в компании родственников Дали фигурирует и Гала, однако все это лишь видимость: как мы уже сказали, выбор между родными и Гала Дали давно уже сделал.

В этом же году Дали продолжает уверять мир в том, что он лучший католик всех времен и народов, а также ярый противник марксистской доктрины. Искусство же, по мнению Дали, дожно вернуться в лоно классицизма - вспомним  его полотно той поры "Мадонна-Порт-Льигата", которая, по мнению художника, явилась серьезной заявкой на классицизм новой эры.

15 мая 1950 - американский журнал "Vogue" помещает статью о туризме в Испании под названием "По Испании с Дали". Значительная часть статьи посвящена прежде всего Барселоне и удивительным работам Антонио Гауди.

 

А вот здесь остановимся и воскликнем: "Браво, Сальвадор!". Нам, как экскурсоводам по Барселоне, особенно приятно осознавать, что и великий сюрреалист внес свою лепту в развитие туризма в Каталонии. Вот они - благие дела человеческие, за которые Дали можно и нужно уважать!

21 сентября 1950 - отец Сальвадора, Дали Куси умирает от рака простаты. По завещанию все имущество достается родной сестре художника Анне-Марии. О рисунках и картинах Дали, которые остались в доме отца после изгнания Дали в 1929-м, в завещании ничего не сказано. Расставаться с этими работами Анна-Мария, родная сестра художника, не желает, что и понятно.

19 октября 1950 - в барселонском "Атенее" Дали читает лекцию, где заявляет о своем окончательном возврате к незыблемым духовным ценностям: католицизму, искусству Ренессанса и свойственному испанским религиозным деятелям прошлого мистицизму, обогащенному сверхдостижениями современной науки.

 

Опубликованный в 1951-м году "Мистический манифест" утверждает все те же основы "параноидно-критического", или "ядерного мистицизма" - который отныне лежит в творчестве Дали. Известные картины этого периода: "Христос Святого Иоанна Креста", "Ядерный крест", "Гала, созерцающая гиперкубическое тело", "Ангел Порт-Льигата".

11 ноября 1951 - в мадридском театре Марии Герреро Дали читает лекцию "Пикассо и я", успех которой  просто оглушителен! В лекции Дали позволяет себе довольно снисходительные высказывания в адрес Пикассо и безмерно восхваляет диктаторский режим Франсиско Франко.

 

Пикассо, известный своими коммунистическими настроениями, на выпады Дали в свой адрес никак не реагирует - он с определенного момента просто не замечает их, как и самого Сальвадора, что, надо сказать, весьма действенно ранит самолюбивую натуру Дали.

18 ноября 1952 - в Париже от инфаркта умирает первый муж Гала Поль Элюар (могила выдающегося французского поэта-сюрреалиста находится на кладбище Пер-Лашез). Гала просит дочь Сесиль взять копию свидетельства о смерти, чтобы она могла обвенчаться с Дали.

1955 - Дали знакомится с Питером Муром, "капитаном", которые на долгие годы станет доверенным лицом и секретарем художника. В этот период Дали создает монументальные полотна в духе "ядерного мистицизма".

Сальвадор Дали: "Взрывающаяяся голова Рафаэля"
Венчание Дали и Гала

8 августа 1958 - в окрестностях Жироны состоялся обряд венчания Гала и Дали - весьма своевременно, если учесть, что со дня смерти Поля Элюара минуло уже 6 лет.

 

8 ноября 1960  - Дали и Гала составляют совместное завещание, согласно которому каждый назначил другого своим единственным наследником. После смерти обоих личные сбережения должны были быть разделены между дочерью Гала Сесиль и сестрой Гала Лидией; художественные произведения из личной коллекции завещались музею "Прадо", а недвижимость - департаменту изящных искусств Министерства Образования. Пока, как видим, никаких ссылок на Каталонию или Фигерас в завещании нет.

В этом же году мэром Фигераса назначили весьма толкового человека, бывшего учителя и юриста Рамону Гуардиолу.

 

Гуардиола живо интересовался современным искусством и счел вопиющим безобразием, что в местном музее  нет ни одной работы знаменитого земляка. Новоявленный мэр пожелал устроить отдельный зал, посвященный жизни и творчеству Дали, взамен попросив художника подарить для экспозиции одну-две своих работы.

Ответ Дали известен: "Я подарю своему родному городу не картину, а целый музей!"  - обещание, которое художник действительно выполнил. 

 

1965 - в знаменитом парижском клубе "Карусель" Дали знакомится с Амандой Лир (в прошлой жизни - Ален Тэп, юноша из шоу трансвеститов, решившийся в свое время на смену пола). Эта эффектная длинноногая блондинка - Аманда Лир -  отныне часто будет сопровождать Дали на светских мероприятиях и не только.

10 августа 1968 - вторая аудиенция Дали у генералиссимуса Франко, которого художник посвящает в детали своего проекта театр-музея в Фигерасе. Надо сказать, бюрократические проволочки и недостаток финансирования являются причиной того, что проект за эти годы почти не сдвинулся с места.

Замок Гала в местечке Пуболь, Каталония

1969 - в местечке Пуболь в Каталонии приобретен замок для Музы Сальвадора Дали - Гала. Художник принимает личное участие в реставрации старинного поместья, расписывая своды потолка и работая над интерьерами замка.  

 

26 июня 1970 - высокая министерская комиссия принимает, наконец, решение, дать проекту театр-музея зеленый свет. Работы начинаются 13 октября 1970, и Сальвадор Дали полностью сосредотачивается на своем любимом детище.

 

"Самый крупный сюрреалистический объект в мире" - таким видит Дали свой будущий музей.

1970 - вдохновленный работами нобелевского лауреата по физике, венгра Дениса Габора, Дали с головой бросается в новое увлечение - опыты с голограммами. Попытки проникнуть в тайну третьего измерения применительно к живописи не оставляют художника.

Дали лично встречается с нобелевским лауреатом, который детально инструктирует художника по некоторым практическим аспектам создания голографических инсталляций. Самый живой интерес к науке и разносторонняя эрудиция Дали, равно как и его высочайшая живописная техника - то, что зачастую остается в тени экстравагантных выходок Сальвадора.

Биография Сальвадора Дали

1973 - Гала встречает последнюю большую любовь в своей жизни, не считая, разумеется, божественного Дали - Джефа Фейнхольта, роман с которым обойдется ей в кругленькую сумму.

 

Знакомство Гала с Фейнхольтом состоялось благодаря Питеру Брауну - человеку, который долгие годы работал с Битлз. Браун познакомился  с Дали по просьбе Джона Леннона, желавшего заказать подарок для Ринго Старра у знаменитого художника.

 

Знакомство Брауна с Дали и Гала переросло в дружбу, и именно Браун, в конце концов, оказался причиной встречи Гала с Фейнхольтом: он ставил на Бродвее рок-оперу "Иисус Христос -Суперзвезда", на роль Иисуса в которой взял никому не известного музыканта с улицы - Джефа Фейнхольта. Оказавшись на представлении по приглашению Брауна, Гала тут же воспылала к смазливому  Фейнхольту сильнейшим чувством.

 

Забегая вперед, скажем, что очередного гения Гала из него воспитать так и не смогла. Гении - вообще существа довольно редкие. Фейнхольт оказался обычным альфонсом, жиголо и проходимцем: он  регулярно тянул из Гала крупные суммы денег, баловался всеми видами наркотиков, изменял ей направо и налево, и в конце концов бесславно исчез с ее горизонта.

28 сентября 1974 - в Фигерасе при огромном стечении народа торжественно открылся театр-музей Сальвадора Дали. Ажиотаж, надо сказать, был полнейший. По улицам расхаживали вереницы гигантов, отряды мушкетеров давали дружные и убийственные по громкости залпы из старинных мушкетов - из-за чего специально выписанная из французского сафари-парка слониха, которая тоже присутствовала на церемонии, нервничала и норовила забиться в несуществующую щель, расколотив при этом несколько магазинных витрин.

Одним словом, было оживленно, весело и многолюдно. Город Фигерас и его жители еще не понимали, что для них  начинается новая, гораздо более интересная, суматошная и прибыльная жизнь.

28 сентября 1975 - по приказу тяжело больного диктатора Франко в Мадриде казнены 5 возможных участников террористической организации "ЭТА".

 

Поскольку вина преступников стопроцентно не доказана, вся мировая общественность подвергает Испанию жесточайшему остракизму.

 

Невзирая на просьбы тогдашнего понтифика Павла Седьмого, диктатор остается непреклонен. Приговоренных казнят. Мексика призывает к исключению Испании из членов ООН.

В стране, раздираемой политическими противоречиями, ситуация накаляется до предела. Некоторые склонны называть ее "предреволюционной".

 

1-го октября Сальвадор Дали дает интервью "Франс-Пресс", высказываясь далеко не самым дальновидным образом - то есть, профранкистски: "Лично я - против свободы. Я - за святейшую инквизицию. Свобода - дерьмо. Еще Ленин говорил, что свобода - совершенно бесполезная вещь."

 

В результате этих необдуманных речей отношение к Дали в Испании становится настолько негативным, что это начинает угрожать самой жизни художника, и тот, вместе с Гала и своим новым секретарем,  Энрике Сабатером, предпочитает на время бежать из страны.

 

Кстати, и в мире все "прогрессивное человечество" в тот момент резко меняет отношение к художнику в худшую сторону и записывает его в ряды махровых реакционеров. О, Дали, язык твой - не всегда друг твой!

Сальвадор Дали - биография

9 мая 1979: Сальвадор Дали, за 2 дня до своего 75-летнего юбилея, становится действительным членом Французской Академии изящных искусств. По поводу своего избрания Дали произносит сумбурную речь под названием "Гала, Веласкес и золотое Руно", основную мысль которой аудитория уловить не в состоянии.

 

Дали вновь воспевает академическую живопись, цитирует Монтеня, превозносит до небес вокзал в Перпиньяне и заявляет, что Золотое Руно, за которым столь активно охотились аргонавты - не что иное, как лобковые волосы. Аудитория в замешательстве, коллеги-академики - в шоке.

18 декабря 1979 - апрель 1980: в Париже в Центре Жоржа Помпиду проходит самая полная из всех известных ретроспективная выставка работ Сальвадора Дали, посетителями которой становятся свыше миллиона человек.

Вспоминаются слова одного из критиков искусства, заявившего: "Дали - художник, который, не предъявляя годами публике по сути ни одной серьезной работы, умудряется все время оставаться на слуху и в центре внимания публики и специалистов." Это действительно так. Пожалуй, только выставка в Париже дает возможность понять, сколь много сделал за годы творчества Маэстро и какое количество поистине прекрасных работ было создано им, чтобы сразу же разбрестись по частным коллекциям и исчезнуть из поля зрения широкой публики.

12 декабря 1980 - подписан новый вариант совместного завещания Гала и Дали, в соответствии с которым половина имущества супругов предназначалась Королевству Испания, а другая - каталонскому народу в лице регионального правительства либо любого другого специального органа, который будет его представлять.

 

Гала в своей части завещания исключает начисто дочь Сессиль, а Дали добавляет дополнительный пункт, в котором настойчиво просит не забывать каталонское правительство о том, насколько был дорог художнику его музей в Фигерасе. Это в очередной раз служит доказательством того, как трепетно художник относился  к своему любимому детищу - Театру-музею.

6 июля 1981 - Дали и Гала в последний раз пересекают испанскую границу: на самолете они вылетают из Парижа в Перпиньян, где их встречает шофер и дворецкий Артуро Каминада, чтобы отвезти в Порт-Льигат.

 

Больше художник и его муза никогда не покинут пределы Испании. Причиной тому - крайне расстроенное состояние здоровья  и Сальвадора, и Гала.

 

15 августа 1981 - художника навещают король Испании Хуан-Карлос и королева София. Дали, на склоне лет сделавшийся убежденным монархистом - счастлив, взволнован, благодарен и польщен сверх всякой меры. Визит монаршей четы на время возвращает художнику вкус к жизни.

Осень-зима 1981 - у Гала возникают серьезные проблемы с желчным пузырем. Ее госпитализируют в барселонскую клинику "Платон", где 30 декабря делают операцию.

 

24 февраля 1982 - уже по возвращении в Порт-Льигат Гала упала с лестницы и сильно ушибла ногу (по слухам, ее столкнул Сальвадор Дали во время одной из многочисленных ссор, которые происходили между ними в это нелегкое время). Через два дня, поскользнувшись в ванной, она получает перелом тазобедренной кости. Вновь ее госпитализируют в клинику "Платон", где 2 марта делают операцию. В Порт-Льигат Гала вернется лишь в конце апреля.

20 марта 1982 - Сальвадора Дали награждают высшей каталонской наградой - Золотой Медалью Правительства Каталонии.

 

Начало июня 1982 - узнав, что ее мать тяжело больна и находится при смерти, дочь Гала Сессиль Элюар приезжает из Парижа в Порт-Льигат в надежде увидеться с ней. Но Дали и Гала отказываются встречаться с Сесиль.

Могила Гала в замке Пуболь

10 июня 1982 - Гала умирает в Порт-Льигате,  на 88-м году жизни, в 2 часа 15 минут пополудни "от прекращения сердечной деятельности". Между тем, по предварительным указаниям Дали, в склепе замка Пуболь для нее уже подготовлена усыпальница и хоронить ее надлежит в замке, хозяйкой и госпожой которого она являлась.

 

Артуро Каминадо в сопровождении сиделки на Кадиллаке переправляет тело Гала в Пуболь. после возвращается в Порт-Льигат и забирает в Пуболь совершенно убитого случившимся Дали.

11 июня 1982 - в 18 часов вечера состоялась церемония погребения Гала. Тело Гала Дали, предварительно забальзамированное группой барселонских врачей, обрядили в ее любимое красное платье от Диора, о котором она сама когда-то говорила: "Вероятно, это платье станет моим погребальным саваном". На церемонии погребения присутствовали 12 человек, сам Дали не нашел в себе сил участвовать в ней и спустился в склеп лишь несколькими часами позже.

 

24 июня 1982 - король Испании Хуан-Карлос дарует Сальвадору Дали титул маркиза - один из самых высоких в аристократической иерархии.

Театр-музей Дали в Фигерасе

Отныне художник может именоваться так: маркиз Дали-и-Пуболь. Всю жизнь художник испытывал определенную зависть к носителям аристократических титулов, а теперь сам стал одним из них.

 

27 июля 1982 - королевский дом Испании продолжает заботиться о художнике: изъявлено желание приобрести у Дали две любых картины, какие выберет сам Сальвадор, за сумму в 100 000 000 песет (около 600 000 фунтов стерлингов) с тем, чтобы деньги за картины были перечислены на отдельный счет Дали в Фигерасе и использовались "на ведение домашнего хозяйства" Дали.

 

Художник, находящийся в абсолютной прострации после смерти Гала, буквально со слезами благодарности воспринимает королевскую заботу о себе.

20 сентября 1982 - Дали подписывает новый документ завещания, согласно которому все свое имущество завещает испанскому народу "с настоятельной просьбой беречь, защищать и пропагандировать его творчество". Каталония в новом завещании не упоминается.

 

6 ноября 1982 - Дали, все больше тоскуя, живет воспоминаниями о былом - поэтому, может быть, отправляет телеграмму в Мехико Луису Бюнуэлю, с котором они когда-то снимали первый в мире сюрреалистический фильм "Андалузский пес"  - с надеждой на примирение.

 

Отношения между Дали и Бюнуэлем были разорваны в 1939-м: тогда Бюнуэль бедствовал, обратился к Дали с просьбой одолжить ему денег, но художник ответил "нет", сопроводив ответ язвительно-нравоучительным письмом с объяснением причин отказа. Бюнуэль так и не смог простить Дали этого. (Сам Бюнуэль умрет в июле 1983, примирение так и не состоится.)

1982 - в этом же году начинается аккуратное целенаправленное разграбление дома Дали в Порт-Льигате некоторыми, приближенными к художнику не совсем порядочными людьми.

 

Правительство Испании, к стыду своему, абсолютно не следит за этим варварством.

 

15 апреля 1983 - в Мадриде открывается ретроспективная выставка работ дали под названием: "400 работ Сальвадора Дали с 1914 по 1983 годы". Выставку посетили 250 000 человек, после чего она переехала в Барселону, где открылась 10-го июня.

Сальвадор Дали - "Ласточкин хвост"

Май 1983 - Дали пишет свою последнюю работу: "Ласточкин хвост".

 

До сих пор высказываются сомнения в том, что картина целиком, от начала и до конца была написана Дали.

 

Сомнения эти небезосновательны, если сопоставить полотно с тем, что выходило из под кисти художника в последние годы.

 

Однако ближайший к Дали человек в последние годы жизни - Антони Пичот - утверждал, что иногда, на несколько кратких минут, к художнику возвращалась былая твердость руки, и "Ласточкин хвост" был завершен как раз в один из таких моментов.

Сальвадор Дали - бухта Порт-Льигата

27 марта 1984 - состоялось торжественное открытие фонда "Гала-Сальвадор Дали", почетными президентами которого сталь испанские Король и Королева, а тройку управления составили Антони Пичот, Роберт Дешарн и Мигель Доменеч.

 

Именно этому фонду Дали отныне доверил управление всем своим имуществом, включая несколько сотен созданных им произведений искусства.

 

Все это время Дали продолжал жить в Пуболе, замке Гала, так ни разу и не вернувшись в свой дом в Порт-Льигате.

 

30 августа 1984 - в комнате Дали в замке Пуболь возникает пожар. Художнику чудом удается выжить. Состояние его весьма плачевное, принято решение поместить Дали в клинику в Барселоне - однако перед тем художник настаивает на непременном посещении своего театра-музея в Фигерасе. В музей его внесли на носилках. После этого Дали отвозят в Барселону и помещают в клинику "Пилар".

4 сентября 1984 - Анна-Мария, родная сестра художника, прибывает в Барселону и делает попытку навестить брата, но Дали прогоняет ее.

 

7 сентября 1984 - Дали делают операцию по пересадке кожи. Он остается в клинике до 17-го октября, после чего Артуро Каминада отвозит художника в Фигерас.

Как и все, связанное с художником, это переезд вызывает нездоровый интерес папарацци. Представителям желтой прессы не терпится запечатлеть недавнего короля в жалком, беспомощном состоянии, а возможно, и запечатлеть момент смерти художника - однако Дали по-прежнему продолжает цепляться за жизнь.

 

5 декабря 1988 - в клинике Кирон в Барселоне Сальвадора Дали навещает Король Испании Хуан-Карлос.

 

18 января 1989 - Дали поступает в больницу Фигераса с сердечной недостаточностью, отягощенной пневмонией.

21 января 1989 - мэр Фигераса Мария Лорка устроил пресс-конференцию, на которой сделал сенсационное заявление о том, что незадолго до того, 1-го декабря, Дали в устной форме изменил свое завещание и пожелал быть похороненным не в склепе замка Пуболь, а под куполом своего театра-музея.

Заявление более чем интересное, особенно если учесть, что проверить истинность слов Лорки было попросту невозможно: в последние годы жизни речь Дали была практически нечленораздельна, и считалось, что понимают его, пусть и с трудом, лишь несколько человек, в число которых входил и вышеозначенный мэр.

 

Назвать его в этой ситуации лицом незаинтересованным по вполне понятным причинам невозможно. Таким образом возникла еще одна загадка, секрет которой Дали унес с собой в могилу - место, где он действительно желал быть похороненным.

Похороны Сальвадора Дали

23 января 1989, 10.15 утра - великий сюрреалист и мистик Сальвадор Дали умер.

 

Тело усопшего переправили в башню Галатеи, забальзамировали, обрядили в бежевую шелковую тунику с вышитой золотом короной маркиза - гений был надлежащим образом снаряжен в последний путь.

 

25 января в 08-00 был открыт доступ к телу. Горожане и приезжие выстроились в длиннейшую очередь (Дали ведь так любил очереди!) - чтобы проститься с одним из самых необычных творцов и людей 20-го века. 

 

26 января, 16.35, 1989 - Дали упокоен в крипте под сценой своего театра-музея. Король умер - да здравствует Король? Да, пожалуй... Вот жаль только, с королями проблема...

2004 - этот год ЮНЕСКО объявил годом Сальвадора Дали - к столетнему юбилею со дня рождения великого мистика и творца.

 

Но ведь Дали к этому времени был давно мертв - можете возразить вы, но здесь я с вами никоим образом не соглашусь.

 

"Жизнь коротка, искусство вечно" - сказали древние и были, как всегда, правы.

Перестала существовать бренная телесная оболочка гениального каталонца, но искусство его живет, вызывая все больший интерес у новых поколений (убедиться в этом можно на странице "Сколько стоит Сальвадор Дали").

Но даже не переводя вопрос в финансовую плоскость, каждый из нас должен признать: на Земле нет человека, который никогда не слышал бы этого имени - Сальвадор Дали. Работы Дали всегда современны - и в этом один из признаков подлинного мастерства.

Работы Дали  вне времени, которое он так любил изображать - и в этом смысле Дали абсолютно бессмертен. Знаете, в чем разгадка немеркнущей популярности великого Дали? Помимо, разумеется, того, что он был исключительно одаренным Творцом, настоящим Мастером?  

Сальвадор Дали - индивидуальные экскурсии

Ответ  чрезвычайно прост - с Дали никогда не скучно. Его можно принимать или отвергать,  любить или ненавидеть, но скучать он вам не даст, это точно.

 

А в чем задача истинного Творца? Помимо собственно создания нетленных шедевров?

 

Конечно же - развлекать почтенную публику, нас с вами. Мало быть гениальным - нужно еще обладать умением эту свою гениальность донести до людей и сделать ее неотъемлемым достоянием каждого из нас. Если хотите - популяризировать искусство. Сделать его массовым без неминуемой потери качества.

 

И в этом Дали не было равных. Не было и нет сейчас. И вряд ли, думается, будут...

Наш Ютуб-канал:

Наш путеводитель по Театр-Музею Дали:

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали
Барселона-экскурс - экскурсии и гиды в барселоне